Мелодии для мобильных телефонов В библиотеку
оглавление
ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. "ЦЗЫ ХАНЬ"
1. Учитель редко говорил о выгоде, воле неба и человеколюбии.
2. Человек из Дасян сказал: "Велик Кун-цзы. Его ученость огромна, но он еще не 
прославился". Услышав это, Кун-цзы сказал, обращаясь к ученикам: "Что бы мне сделать? 
Доказать ли искусство управления колесницей или искусство стрельбы из лука? Я покажу 
искусство управления колесницей".
3. Учитель сказал: "В соответствии с ритуалом следует делать шапки из конопли. Но теперь 
изготовляют из шелка. Так экономнее, и я следую этому. В соответствии с ритуалом 
государя следует приветствовать у входа в залу. Но теперь приветствуют после того, как он 
уже вошел в залу. Это - [проявление] заносчивости. И хотя я иду против всех, я 
приветствую, стоя у входа в залу" 73.
4. Учитель категорически воздерживался от четырех вещей: он не вдавался в пустые 
размышления, не был категоричен в своих суждениях, не проявлял упрямства и не думал о 
себе лично.
6. Первый министр74 спросил Цзы-гуна: "Не является ли учитель совершенномудрым? 
Откуда у него такие способности ко многому?" Цзы-гун ответил: "Именно небо сделало так, 
что он стал совершенномудрым, и поэтому обладает большими способностями". Учитель, 
услышав его, сказал: "Первый министр знает меня. В детстве я жил бедно и поэтому 
научился многому такому, что не имеет никакой ценности. Но разве благородный муж 
должен обладать способностями ко многому? [Он] не должен уметь делать многое". Лао75 
сказал: "Учитель говорил:
"Меня не использовали [на службе], поэтому я [был вынужден кое-чему] научиться".
7. Учитель сказал: "Обладаю ли я знаниями? Нет, но когда низкий человек спросит меня [о 
чем-либо], то, [даже если я] не буду ничего знать, я смогу рассмотреть этот вопрос с двух 
сторон и обо всем рассказать [ему]".
8. Учитель сказал: "Феникс не прилетает, лошадь-дракон с рисунком на спине из реки не 
появляется, боюсь, что все окончено"76.
9. Когда учитель видел людей в траурных одеждах или в парадных шапках и платьях или 
слепых, то, хотя они были и моложе его, он обязательно вставал. Если же шел мимо них, 
то обязательно спешил 77.
10. Янь Юань со вздохом сказал: "Чем больше [я] всматриваюсь в учение [учителя], тем 
возвышеннее оно кажется; чем больше стараюсь проникнуть в него, тем тверже оно 
оказывается. [Я] вижу его впереди, но вдруг оно оказывается позади. Учитель шаг за шагом 
искусно завлекает людей, он расширяет мой ум с помощью образования, сдерживает меня 
посредством ритуала. Я хотел отказаться [от постижения его учения], но уже не смог;
я отдал все свои силы, и кажется, что его учение нахо-Ц дится передо мной, я хочу 
следовать ему, но не могу этого сделать".
11. Когда учитель серьезно заболел, Цзы-лу заставил учеников прислуживать ему. Когда 
болезнь прошла, учитель сказал: "Ю давно занимается этим ложным делом! Претендовать 
на почести, оказываемые сановнику, когда я не являюсь сановником, кого я этим 
обманываю? Я обманываю небо! Кроме того, разве умереть на руках у подданных лучше, 
чем умереть на руках своих учеников? И хотя мне не будут устроены великие похороны, 
разве я умру посреди дороги?" 78
12. Цзы-гун сказал: "Здесь есть кусок прекрасной яшмы. Спрятать ли его в ящик или же 
подождать, когда за него дадут хорошую цену и продать?" Учитель сказал: "Продать. 
Продать. Я жду цены" 79. 
13. Учитель хотел поселиться среди варваров. Кто-то сказал: "Там грубые нравы. Как вы 
можете так поступать?" Учитель ответил: "Если благородный муж поселится там, будут ли 
там грубые нравы?"
16. Стоя на берегу реки, учитель сказал: "Все течет так же, [как вода]. Время бежит не 
останавливаясь".
25. Учитель сказал: "Можно лишить власти командующего войском, но нельзя заставить 
простолюдинов изменить свои намерения".,.
27. Учитель сказал: "С наступлением холодной зимы узнаешь, что соснами кипарис 
последними теряют свой убор"80.
28. Учитель сказал: "Мудрый не испытывает сомнений, человеколюбивый не испытывает 
печали, смелый не испытывает страха".
29. Учитель сказал: "С человеком, с которым можно вместе учиться, нельзя вместе 
стремиться к достижению правильного пути. С человеком, с которым можно вместе 
стремиться к достижению правильного пути, нельзя вместе утвердиться [на этом пути]. С 
человеком, с которым можно вместе утвердиться [на правильном пути], нельзя вместе 
действовать сообразно обстоятельствам".