Сутра о Нанде
(Удана, III, 2)
Так я слышал. Однажды Благословенный пребывал в Шравасти, в парке Джеты,
монастыре Анатхапиндики. В это время достопочтенный Нанда - брат Благословенного,
сын его тети по матери - во всеуслышание сказал многим монахам: "Не удовлетворен я,
друзья, святой жизнью. Не могу я вынести святой жизни. Оставлю я ученичество, вернусь
к обычной жизни".
Некий монах пошел к Благословенному, и придя, сел сбоку. Сидя там, он сказал
Благословенному: "Господин, достопочтенный Нанда - брат Благословенного, сын его
тети по матери - во всеуслышание сказал многим монахам: "Не удовлетворен я, друзья,
святой жизнью. Не могу я вынести святой жизни. Оставлю я ученичество, вернусь к
обычной жизни".
Тогда Благословенный сказал этому монаху: "Пойди, монах, и моим именем позови Нанду,
сказав: "Учитель зовет тебя, мой друг".
"Как скажете, господин", - ответил монах, и придя к достопочтенному Нанде, сказал:
"Учитель зовет тебя, мой друг".
"Как скажете, мой друг", - ответил Нанда. Тогда он пошел к Благословенному, и придя и
поклонившись, сел сбоку. Когда он сел, Благословенный спросил его: "Правда, что ты,
Нанда, во всеуслышание сказал многим монахам: "Не удовлетворен я, друзья, святой
жизнью. Не могу я вынести святой жизни. Оставлю я ученичество, вернусь к обычной
жизни".
"Да, почтенный".
"Но почему, Нанда, ты не удовлетворен святой жизнью?"
"Когда я уходил из дома, почтенный, девушка из рода Шакья, красавица всей округи,
взглянула на меня, расчесывая свои волосы, и сказала: "Поскорее возвращайся, мой
господин". Вспоминая это, я не удовлетворен святой жизнью. Не могу я вынести святой
жизни. Оставлю я ученичество, вернусь к обычной жизни".
И тут Благословенный обхватил достопочтенного Нанду рукою и так же быстро, как
сильный мужчина согнутую руку выпрямит или прямую согнет, исчез из рощи Джеты и
мгновенно перенесся в обитель Тридцати Трех. А там в то время примерно пятьсот апсар с
ногами голубок пришли к Шакре, предводителю богов. И вот Благословенный обратился к
Нанде: "Видишь ты, Нанда, этих апсар с ногами голубок?"
"Да, почтенный".
"Как ты полагаешь, Нанда: кто красивее, кто прекраснее, кто очаровательнее - девушка из
рода Шакья, красавица всей округи, или эти пятьсот апсар с ногами голубок?" - "По
сравнению с ними девушка из рода Шакья, красавица всей округи, почтенный, все равно,
что подпаленная обезьяна, безносая безухая; она и в счет не идет, и в сравнение не идет, и
части малой их не стоит, настолько эти пятьсот апсар ее красивее, прекраснее,
очаровательнее".
"Радуйся, Нанда, радуйся, Нанда! Ручаюсь тебе, твои будут эти пятьсот апсар с ногами
голубок".
"Если Благословенный сам мне ручается, я буду удовлетворен вести святую жизнь под
руководством Благословенного".
И вот Благословенный обхватил Нанду рукой и так же быстро, как сильный мужчина
согнутую руку выпрямит или прямую согнет, исчез из обители Тридцати Трех и мгновенно
перенесся в рощу Джеты. Монахи услышали: "Говорят, что достопочтенный Нанда, - брат
Благословенного, сын его тети по матери, - ведет святую жизнь ради апсар. Говорят, что
Благословенный поручился, что Нанда получит 500 апсар с ногами голубок".
Тогда монахи, которые были друзьями достопочтенного Нанды, стали звать его наемным и
продажным: "Говорят, что достопочтенный Нанда, - брат Благословенного, сын его тети
по матери, - ведет святую жизнь ради апсар. Говорят, что Благословенный поручился,
что Нанда получит 500 апсар с ногами голубок". И достопочтенный Нанда, унижаемый,
мучимый и терзаемый тем, что монахи, которые были его друзьями, стали звать его
наемным и продажным, - отправился в уединение и был вдумчив, ревностен,
старателен. Вскоре он вошел и остался в высшей цели святой жизни, ради которой его
собратья справедливо уходят из дома в бездомность, узнав и осуществив это для себя здесь
и сейчас. Он узнал, что "Рождения исчерпаны, святая жизнь завершена, задача выполнена.
Больше ничего не нужно для этого мира". И таким образом Нанда стал еще одним из
архатов.
Тогда некое божество, глубокой ночью, освещая своим огромным сиянием весь парк
Джеты, приблизилось к Благословенному. Придя и поклонившись ему, оно стало сбоку от
него. И стоя там, оно сказало Благословенному: "Господин, достопочтенный Нанда, -
брат Благословенного, сын его тети по матери, - через прекращение отходов (асава),
вошел и остался в незапятнанной (анасава) свободе осознания, свободе распознавания,
узнав и осуществив это для себя в здесь и теперь".
Затем, когда ночь прошла, достопочтенный Нанда пришел к Благословенному, и придя,
поклонился и сел сбоку от него. Сидя там, он сказал Благословенному: "Господин, что
касается поручительства Благословенного в том, что я получу пятьсот апсар с ногами
голубок, то я сейчас освобождаю Благословенного от этого обещания".
"Нанда, постигнув твое осознание моим осознанием, я понял, что "Нанда через
прекращение отходов (асава), вошел и остался в незапятнанной (анасава) свободе
осознания, свободе распознавания, узнав и осуществив это для себя в здесь и теперь". И
одно божество сообщило мне, что "Достопочтенный Нанда через прекращение отходов
(асава), вошел и остался в незапятнанной (анасава) свободе осознания, свободе
распознавания, узнав и осуществив это для себя в здесь и теперь". Когда твой ум, через
отсутствие пристрастия, был освобожден от отходов (асава), я был тем самым освобожден
от обещания".
Осознав важность этого, Благословенный воскликнул:
Тот, кто перебрался через трясину,
сломал тернии чувственности,
достиг прекращения заблуждений,
такого монаха не беспокоят блаженство и боль.
К оглавлению сутр