Международное Сообщество Бахаи
Библиотека документов


Мировое гражданство: глобальная этика устойчивого развития

По материалам концептуального заявления, представленного на 1-й сессии Комиссии ООН по устойчивому развитию

Нью-Йорк, США
14-25 июня 1993 г.

В духе «Повестки дня на XXI век», «представляющей собой динамичную программу», которая «со временем может претерпевать изменения с учётом меняющихся потребностей и обстоятельств»1, Международное Сообщество Бахаи выступает со следующим предложением: чтобы вдохновить народы мира идеей устойчивого развития, образовательные программы и кампании информирования общественности, к которым призывает Повестка дня на ХХI век, должны поддерживать концепцию МИРОВОГО ГРАЖДАНСТВА.

Видение мирового гражданства

Величайшая задача, стоящая перед мировым сообществом, которое должно мобилизовать все силы на выполнение Повестки дня на ХХI век — это собрать огромные технические, людские и моральные ресурсы, необходимые для устойчивого развития. Эти ресурсы высвободятся только в том случае, если народы мира проникнутся глубочайшим чувством ответственности за судьбу планеты и благосостояние всей человеческой семьи.

Это чувство ответственности может возникнуть только в результате осознания единства человечества, а единственным средством его поддержания будет объединяющее видение мирного, процветающего мирового сообщества. Без такой глобальной этики люди не смогут стать активными, конструктивными участниками всемирного процесса устойчивого развития. 2

Хотя Повестка дня на ХХI век обеспечивает жизненно важную структуру научного знания и технического ноу-хау для реализации устойчивого развития, она не воодушевляет на личную преданность глобальной этике. Это не значит, что этика и нравственные ценности были проигнорированы во время Конференции ООН по окружающей среде и развитию (UNCED, ЮНЦЕД). Призыв к объединяющим ценностям раздавался на протяжении всего хода её работы, как со стороны глав государств, так и официальных лиц ООН и представителей неправительственных организаций (НПО) и отдельных граждан. В частности, в качестве этической опоры Повестки дня на ХХI век и Риодежанейрской декларации привлекались концепции «единства в разнообразии», «мирового гражданства» и «общей для всех человечности». 3

Таким образом, мировое сообщество уже достигло базового согласия по вопросу необходимости глобальной этики, которая вдохнёт жизнь в Повестку дня на XXI век. Мы предлагаем принять термин мировое гражданство, охватывающий созвездие принципов, ценностей, отношений и моделей поведения, которые должны принять народы мира для того, чтобы достичь устойчивого развития.

Мировое гражданство начинается с принятия единства человеческой семьи и взаимосвязи народов «Земли, нашего общего дома». 4 Поощряя здоровый и разумный патриотизм, оно также настаивает на более широкой преданности, на любви к человечеству как единому целому. Оно не подразумевает, однако, отказа от законных проявлений преданности, подавления культурного разнообразия, уничтожения национальной автономии или уравниловки. Его отличительная черта — «единство в разнообразии». Мировое гражданство включает принципы социальной и экономической справедливости, как в рамках отдельно взятой нации, так в отношениях между народами; бесконфликтное принятие решений на всех уровнях общества; равенство полов; расовую, этническую, национальную и религиозную гармонию; а также готовность идти на жертвы ради общего блага. Другие аспекты мирового гражданства, в числе которых — поддержка чести и достоинства человека, взаимопонимание, дружелюбие, сотрудничество, надёжность, сострадание и желание служить — можно вывести из тех, что уже были упомянуты выше. Некоторые из этих принципов 5 были выражены в Повестке дня на XXI век, но многие, к сожалению, отсутствуют. Более того, не даётся никакой концептуальной структуры, в рамках которой их можно было бы гармонизировать и провозглашать.

Воспитание чувства мирового гражданства — практическая стратегия содействия устойчивому развитию. До тех пор, пока расколы, антагонизм и провинциализм будут характеризовать социальные, политические и экономические отношения между народами, глобальную модель устойчивого развития не удастся реализовать на практике. 6 Более века назад Бахаулла предупреждал: «Благосостояние человечества, мир и безопасность недостижимы до тех пор, пока прочно не утвердится единство его». Устойчивое глобальное общество можно воздвигнуть только на фундаменте подлинного единства, гармонии и понимания между различными народами и нациями мира.

Мы, таким образом, рекомендуем, чтобы мировое гражданство преподавали в каждой школе и чтобы единство человечества — принцип, лежащий в основе мирового гражданства — постоянно утверждалось в каждом народе.

Концепция мирового гражданства не нова для мирового сообщества. Она явно выражена и подразумевается в большом количестве документов ООН, хартиях и соглашениях, включая открывающие слова самой Хартии ООН: «Мы, народы Объединённых Наций...» Она уже пропагандируется во всём мире и во всех культурах разными НПО, учёными, объединениями граждан, деятелями культуры, образовательными программами, артистами и СМИ. Эти усилия играют большую роль, но их следует значительно активизировать. Необходима тщательно спланированная и направляемая, долговременная кампания по воспитанию ощущения мирового гражданства, вовлекающая все уровни общества — местные, национальные и международные. Её необходимо вести со всей энергией, нравственным мужеством и убеждением, на которые только способна ООН, её государства-члены и все её добровольные партнёры.

Пропаганда идеи мирового гражданства

Нижеследующее предложение о кампании пропаганды мирового гражданства7 может стать логической частью программы переориентации просвещения, информирования общественности и подготовки к устойчивому развитию, представленной в Главе 36 Повестки дня на ХХI век.

Просвещение

Просвещение — систематическое, несистематическое и неформальное — несомненно, является самым эффективным способом формирования нравственных ценностей, правильного отношения, поведения и навыков, которые дадут возможность народам мира действовать согласно долговременным интересам планеты и человечества.8 Организация Объединённых Наций, правительства и просветительские организации должны стараться сделать принцип мирового гражданства частью стандартного образования любого ребёнка.

Детали образовательных программ и мероприятий, включающих этот принцип, будут сильно отличаться от нации к нации и внутри каждой страны. Но если мы хотим, чтобы мировое гражданство стало восприниматься как общечеловеческий принцип, все эти программы должны иметь некоторые обязательные аспекты. Опираясь на принцип единства рода человеческого, им следует культивировать терпимость и братские чувства, воспитывать внимательное отношение к богатству и важности различных культурных, религиозных и социальных систем мира, а также укреплять те традиции, которые помогают созданию устойчивой, всемирной цивилизации. Им следует преподавать принцип «единство в разнообразии» в качестве ключа к силе и богатству как для наций, так и для мирового сообщества. Им следует взращивать этику служения всеобщему благу и закладывать понимание как прав, так и ответственности, связанной с мировым гражданством. Эти программы и виды деятельности должны опираться на позитивные усилия каждой страны и подчёркивать её ощутимые успехи, включая модели расового, религиозного, национального и этнического единства. Им следует делать особый акцент на важной роли ООН в содействии глобальному сотрудничеству и взаимопониманию; её всеобщих целях, задачах и программах; её непосредственном участии в судьбе народов и наций всего мира; а также той роли, которую она должна всё больше принимать на себя в нашем всё более тесном мире.

Прежде, чем организовывать кампанию поддержки мирового гражданства, необходимо выработать и принять единое понимание этой концепции. Комиссия по устойчивому развитию могла бы назначить специальный комитет или рабочую группу, чтобы она начала разрабатывать руководство по мировому гражданству и предложения о том, как включить этот принцип в существующие систематические и несистематические образовательные программы. Или, в качестве альтернативного пути, Комиссия могла бы обратиться за помощью к Консультативному органу высокого уровня по устойчивому развитию или к Межучережденческому Комитету по устойчивому развитию. Секретариат ООН мог бы даже создать Центр мирового гражданства, наподобие существовавшего когда-то Центра изучения вопросов мира, чтобы он разрабатывал соответствующее руководство и координировал всеобщее внедрение преподавания мирового гражданства. Но какой бы ни был избран образ действий, этой задаче должен быть назначен самый высокий приоритет.

Мировое гражданство можно было бы легко включить во все виды деятельности, предложенные в главе 36.5 Повестки дня на ХХI век и предусматривающие переориентацию просвещения на устойчивое развитие. Вот несколько примеров:



  • Национальные консультативные органы/круглые столы (36.5.c) должны содействовать включению мирового гражданства в образовательные программы своей страны.

  • Программы предварительной профессиональной подготовки и повышения квалификации по месту работы для всех преподавателей школ, администраторов и плановиков в области образования, а также лиц, обеспечивающих неформальное образование во всех секторах (36.5.d) должны включать принцип мирового гражданства.

  • Учебные материалы по устойчивому развитию, подготавливаемые учреждениями ООН, должны поддерживать идеи мирового гражданства (36.5.g), и то же самое относится к просветительским материалам об Организации Объединённых Наций.

  • Повестка дня на XXI век призывает к «развитию международной сети» для поддержки глобальных усилий в области образования для устойчивого развития (36.5.k). Эта сеть могла бы как поощрять учреждения ООН и НПО-члены создавать материалы, опирающиеся на руководство по мировому гражданству, так и предоставлять средства их распространения.

  • К правительствам и органам, ответственным за вопросы образования, уже обращён призыв «устранять существующие в учебных программах стереотипы в отношении женщин» в качестве одного из средств содействия устойчивому развитию (36.5.m). Мы хотели бы также рекомендовать, в духе идеи мирового гражданства, устранять религиозные, культурные, расовые, национальные и этнические стереотипы.


Информирование общественности

Люди должны мыслить себя гражданами мира и осознавать свою личную ответственность за устойчивое развитие.9 Кампании информирования общественности о проблемах мирового гражданства должны использовать весь спектр СМИ и все возможности искусства, включая телевидение, видео, кино, радио, электронные сети, книги, журналы, плакаты, листовки, театр и музыку. Эти кампании должны пользоваться поддержкой рекламных агентств и индустрии развлечений, СМИ (как традиционных, так и нетрадиционных), всей системы ООН, всех её государств-членов, а также выдающихся людей. Они должны проникать в каждый дом, на каждое рабочее место, в общественные учреждения и школы. Руководство по мировому гражданству, о котором сказано выше, должно быть пригодно для использования в таких кампаниях информирования общественности и должно служить для них основополагающим справочником.

Мировое гражданство можно было бы включить в виды деятельности, представленные в главе 36.10 Повестки дня на ХХI век, посвящённой расширению информированности населения и понимания устойчивого развития. Вот несколько примеров:

  • Национальные и международные консультативные советы (36.10.a) могли бы поощрять различные СМИ использовать руководство по мировому гражданству. Средства массовой информации много сделали для повышения информированности общественности в отношении глобальной взаимозависимости и серьёзнейших проблем, стоящих перед мировым сообществом. Они также подчёркивают разделяющие нас отличия — на первый взгляд, непреодолимые.
    Средства массовой информации обязаны донести до людей, что различие не обязательно должно быть источником конфликта; скорее, эти различия могут и должны служить ресурсом устойчивого развития. СМИ могут сделать это, фокусируя внимание на конструктивных, объединяющих и совместных предприятиях, доказывающих способность человечества трудиться вместе во имя разрешения серьёзнейших проблем, с которыми оно столкнулось.

  • Развивая «отношения сотрудничества со средствами массовой информации» (36.10.e), Организация Объединённых Наций должна смело определить свою роль и подчеркнуть надежды, которые связывает с ней мировое сообщество. Организация Объединённых Наций была создана на основе высоких идеалов и видения мирного, прогрессивного общества. Обеспечивая механизм коммуникации и сотрудничества и инициируя большое количество конструктивных проектов, она в значительной мере способствовала взаимопониманию, возрождению надежды и доброй воли во всём мире. И вместе с тем, её достижения мало известны человечеству в целом.
    Используя концепцию мирового гражданства в качестве объединяющей темы, Организация Объединённых Наций должна огласить свои идеалы и проинформировать о своих делах и целях, чтобы люди поняли, какую уникальную и жизненно важную роль играет ООН в мире и, следовательно, в их жизни. Аналогичным образом, ООН следует пропагандировать мировое гражданство во всех своих общественных мероприятиях, включая празднования исторических вех своего развития и туры по штаб-квартире ООН. Каждый документ ООН по устойчивому развитию должен также включать и этот принцип, начиная с преамбулы предлагаемой Хартии Земли. Мировое гражданство должно стать самым важным этическим принципом ООН во всех её делах.

  • Для пропаганды мирового гражданства должны использоваться услуги рекламной промышленности (36.10.e). Кампании могут быть организованы вокруг следующих тем:

    Мы, народы Объединённых Наций:
    прославление единства в разнообразии

    Одна планета, один народ

    При всём нашем разнообразии,
    Мы — единая человеческая семья

    Наше общее будущее:
    единство в разнообразии

  • Мировое гражданство следует также продвигать — на международном, национальном и местном уровне — через проведение конкурсов и присуждение наград (36.10.e).

  • Повышая информированность населения «в отношении последствий насилия в обществе» (36.10.l), средства массовой информации могут воспитывать преданность идее мирового гражданства, подчёркивая примеры конструктивных, объединяющих предприятий, демонстрирующих силу единства и общее видение.


Следует поощрять каждую из стран выделять особые ресурсы на поддержку идеи мирового гражданства. Следует также подумать о включении в предлагаемые «показатели устойчивого развития» (40.6.) продвижение этого принципа. Например, можно было бы призвать страны сообщать о своих усилиях по воспитанию терпимости и уважения к другим культурам, равенства полов и концепции единой человеческой семьи через систему образования, развлекательные программы и средства массовой информации.

Проблемы мирового гражданства

В заключение можно сказать, что проблема мирового гражданства столь же непроста и динамична, как и возможности, имеющиеся у мирового сообщества. Мы, народы и нации мира, поступили бы мудро, если бы смело приняли лежащие в основе этой концепции принципы и начали руководствоваться ими во всех аспектах нашей жизни, от личных и общественных отношений до национальных и международных дел; начиная с наших школ, рабочих мест и СМИ до юридических, общественных и политических институтов. Мы, поэтому, обращаемся к Комиссии с тем, чтобы она призвала всю систему ООН принять принцип мирового гражданства во всех своих программах и видах деятельности.

Международное Сообщество Бахаи, которое на протяжении более чем ста лет пропагандирует мировое гражданство, будет радо помочь Комиссии, правительствам, НПО и всем остальным в дальнейшей разработке концепций, содержащихся в этом документе; обеспечить практические модели расового, религиозного, национального и этнического единства во имя устойчивого развития; и принять участие в совещаниях по этому критически важному вопросу. Как глобальная община, представляющая всё разнообразие человечества и разделяющая общее видение, Международное Сообщество Бахаи будет и впредь содействовать устойчивому развитию, поощряя людей думать о себе как о гражданах единого мира, строителях справедливой и процветающей всемирной цивилизации.

Примечания

1. Повестка дня на XXI век, Глава 1.6.

2. Одна из наиболее часто повторяемых тем Повестки дня на ХХI век — исключительная важность «участия широких слоёв населения в процессе принятия решений»; «приверженность этому делу всех социальных групп и их подлинное участие»; «подлинное сотрудничество всех социальных групп»; а также «новый уровень сотрудничества между государствами, ключевыми секторами общества и простыми людьми».

3. Призыв к глобальной этике часто звучал во время работы Конференции ООН по окружающей среде и развитию (ЮНЦЕД), особенно интенсивно — на Саммите Земли и Глобальном Форуме, как со стороны глав государств и правительств, так и от официальных лиц ООН и представителей НПО; через официальные документы Конференции, договоры между НПО, на семинарах, в книгах и во время артистических выступлений. Вот лишь несколько примеров:

Обращение к Саммиту Земли президента Бразилии; президента Франции; премьер-министра Ирландии; премьер-министра Японии; президента республики Маршалловы острова; президента Объединённых Штатов Мексики; наследного принца Королевства Марокко; премьер-министра Королевства Нидерланды; премьер-министра Турции; премьер-министра Тувалу; государственного секретаря папского престола; а также Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и развитию;

договоры НПО, подготовленные на Глобальном Форуме, включая Молодёжный договор; Хартию Земли; Риодежанейрскую декларацию; Декларацию народов Земли; Договор по экологическому просвещению во имя устойчивых обществ и глобального процветания; а также договор по Этическим обязательствам;

мероприятия Глобального Форума, включая «Серию вечерних выступлений в парке», которые отражали «культурное разнообразие человеческой семьи»; и Монумент Мира, надпись на котором гласит: «Земля — единая страна, и человечество — её граждане»;

заявления и публикации правительств, учреждений ООН и НПО, обращённые к различным сессиям Подготовительного Комитета и остальным событиям, связанным с Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, включая Всеобщий Кодекс экологического поведения (Симпозиум НПО/СМИ, октябрь 1990 г.); В наших руках: женщины и дети превыше всего (Отчёт Симпозиума ЮНЦЕД/ЮНИСЕФ/ЮНФПА, май 1991 г.); Хартия Земли (Сеть «Граждане США в ЮНЦЕД», июль 1991 г.); Единая община Земли(Рабочая группа религиозных общин на ЮНЦЕД, август 1991 г.); Забота о Земле (МСОП/ЮНЕП/WWF, октябрь 1991 г.); Хартия Земли (Международный Координационный Комитет по религии и Земле, 1991 г.); Повестка дня Ya Wananchi («Корни грядущего», декабрь 1991 г.); Экологическая этика Хартии Земли (ЮНЕП-Британский Национальный Комитет, февраль 1992 г.); Принципы всеобщих прав и обязанностей (документ Генеральной Ассамблеи, A/CONF.151/PC/WG.III/L.28, 9, март 1992 г.); Хартия Земли, Япония («Народный форум», Япония, 1992 г.); Хартия восстановления Земли (Фонд восстановления Земли, 1992 г.); и Наша страна — Планета (сэр Шридат Рампал, 1992 г.).

4. Риодежанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Преамбула.

5. Риодежанейрская декларация по окружающей среде и развитию, принципы 5, 8, 20, 25; и Повестка дня на XXI век, Главы 1, 2, 3, 23, 24 и 36.

6. Риодежанейрская декларация по окружающей среде и развитию, Принцип 25.

7. В контексте принципа мирового гражданства, эта программа должна «осуществляться различными участниками с учётом различий в ситуациях, возможностях и приоритетах стран и регионов». (Повестка дня на XXI век, Глава 1.6.).

8. Повестка дня на XXI век, Глава 36.3. утверждает, что «Просвещение следует признать в качестве процесса, с помощью которого человек и общество могут в полной мере раскрыть свой потенциал. Просвещение имеет решающее значение для содействия устойчивому развитию и расширения возможностей стран в решении вопросов окружающей среды и развития. Как формальное, так и неформальное образование являются незаменимыми факторами для изменения подходов людей. Они также имеют решающее значение для обеспечения информированности по вопросам экологии и этики, формирования ценностей и подходов, привития навыков и поощрения поведения, совместимого с устойчивым развитием и в целях обеспечения эффективного участия населения в процессе принятия решений. Во имя эффективности просвещение должно касаться вопросов динамики физической/биологической и социально-экономической среды, а также человеческого (что может включать духовное) развития».

9. Повестка дня на XXI век, глава 36.9 обращает внимание на важность «содействия широкой информированности населения, которая является неотъемлемой частью глобальных усилий в области просвещения, направленных на укрепление подходов, ценностей и мероприятий, совместимых с устойчивым развитием».

Документ МСБ №93-0614


Ссылки по теме:
© 2002.
Международное Сообщество Бахаи.
Все права защищены.